ћелкое ƒ“ѕ привело к неожиданным последстви€м
ћелкое ƒ“ѕ привело к неожиданным последстви€м

¬ мае прошлого года ѕЄтр стал виновником небольшой аварии, наехав на сто€вший Nissan. –емонт по ќ—ј√ќ оплатила страхова€, но недавно мужчине пришло странное требование — компенсировать компании размер ущерба, причЄм в троекратном размере.  ак вы€снилось, автомобилист попалс€ на распространЄнную уловку страховых, которой можно было избежать.

ћелочь, котора€ перевернула всЄ с ног на голову

ѕовреждени€ Nissan оказались незначительны, поэтому инцидент оформили по европротоколу. ѕоскольку у пострадавшей не возникло претензий к ѕетру, он забыл о происшествии. ј зр€. ѕо правилам ќ—ј√ќ, он об€зан был направить свой экземпл€р извещени€ в страховую компанию в течение п€ти дней.

 азалось бы, это не более чем бюрократическа€ мелочь, за которую в худшем случае можно пожурить или наказать мелким штрафом. Ќо эта мелочь переворачивает дело с ног на голову.

¬ законе об ќ—ј√ќ есть стать€ 14 «ѕраво регрессного требовани€ страховщика к лицу, причинившему вред», котора€ описывает случаи, когда можно взыскать сделанную выплату с виновника ƒ“ѕ, по сути, с клиента компании. ѕомимо откровенных злодейств, вроде умышленного вреда или вождени€ пь€ным, есть там и малоприметный пункт «ж», который запускает механизм регресса, если клиент компании в течение п€ти дней не направил страховщику бланк извещени€ о ƒ“ѕ.

“ак выгл€дит верхн€€ часть бланка извещени€ о ƒ“ѕ, который заполн€етс€ обеими сторонами конфликта
“ак выгл€дит верхн€€ часть бланка извещени€ о ƒ“ѕ, который заполн€етс€ обеими сторонами конфликта

ѕункт действует только дл€ аварий, оформленных без участи€ сотрудников √»Ѕƒƒ по европротоколу. Ќедавно лимит выплат был повышен в регионах с 50 тыс€ч до 100 тыс€ч рублей, в ћоскве и ѕетербурге — до 400 тыс€ч, поэтому европротокол набирает попул€рность. ј с ним растЄт и «дойка» клиентов.

Ќе только ущерб

”щерб Nissan оценили в чуть менее 10 тыс€ч рублей, ѕетру же выставили счет на 36 тыс€ч, включа€ все сопутствующие расходы. ѕричЄм часть из них была св€зана с ошибками самой страховой, котора€ пыталась занизить выплату. “ак, сумма включала штраф дл€ страховой за несвоевременную выплату (6,5 тыс€чи), расходы на экспертизу (12 тыс€ч), дефектовку (1,5 тыс€чи), судебные издержки (2,5 тыс€чи) и утрату товарной стоимости (3,5 тыс€чи). ¬прочем, юристы считают такие «надбавки» избыточными: компенсировать нужно только сам размер ущерба и утрату товарной стоимости.

— ћы созвонились с куратором страховой, и тот сказал: эти решени€ принимаютс€ в ћоскве, поэтому не могу их комментировать, — вспоминает ѕЄтр. — ќн предложил нам компенсировать дл€ начала 10 тыс€ч рублей, то есть стоимость материалов и работ: мол, тогда о вас, может быть, забудут. я сделал это, но на душе всЄ равно неспокойно: если они первый раз прислали претензию через год с лишним, кто знает, что они затеют ещЄ через год.

—лучаев — сотни

— ћелкие аварии сотрудники √»Ѕƒƒ советуют оформл€ть самосто€тельно, причЄм нередко склон€ют людей к европротоколу, даже когда они уже приехали в отделение, — делитс€ опытом автоюрист Ћев ¬оропаев. — » никто не предупреждает виновника об об€занности в течение п€ти дней направл€ть извещение в страховую. ѕри оформлении аварии сотрудниками √»Ѕƒƒ такого требовани€ нет, поэтому большинство водителей не знает об этом нюансе.

—траховые же поставили практику таких взысканий на конвейер, предлага€ урегулировать вопрос в досудебном пор€дке, а в случае отказа обраща€сь в суд, выиграть который, по словам эксперта, невозможно. Ќе исключено, что страховое сообщество лоббировало по€вление этого механизма, который позвол€ет возвращать сделанные выплаты по формальным поводам.

 ак не стать должником

≈сли вы стали виновником мелкого ƒ“ѕ и оформили его по европротоколу без привлечени€ сотрудников √»Ѕƒƒ, не забудьте сделать следующее:

  1. Ќа месте аварии заполните свой экземпл€р извещени€ о ƒ“ѕ.
  2. ƒайте второму участнику заполнить пункты, которые касаютс€ его.
  3. ¬ течение п€ти дней направьте извещение в свою страховую компанию, но сделайте это «официальным» способом: либо пошлите заказным письмом, либо привезите лично. ѕопросите сотрудника страховой сделать отметку на копии извещени€, что документ получен такого-то числа.
  4. ’раните доказательства передачи извещени€ несколько лет после инцидента.

Ћев ¬оропаев подчЄркивает важность последних пунктов:

— Ѕыли случаи, когда человек действительно отправл€л или привозил извещение в страховую, но не сохранил никаких свидетельств. ¬ыиграть суд в этом случае практически невозможно.